1

            С Руси тянуло выстуженным ветром.
            Над Карадагом сбились груды туч.
            На берег опрокидывались волны,
            Нечастые и тяжкие. Во сне,
            Как тяжело больной, вздыхало море,
            Ворочаясь со стоном. Этой ночью
            Со дна души вздувалось, нагрубало
            Мучительно-бесформенное чувство –
            Безмерное и смутное – Россия...
            Как будто бы во мне самом легла
            Бескрайняя и тусклая равнина,
            Белесою лоснящаяся тьмой,
            Остуженная жгучими ветрами.
            В молчании вился морозный прах:
            Ни выстрелов, ни зарев, ни пожаров;
            Мерцали солью топи Сиваша,
            Да камыши шуршали на Кубани,
            Да стыл Кронштадт... Украина и Дон,
            Урал, Сибирь и Польша – все молчало.
            Лишь горький снег могилы заметал...
            Но было так неизъяснимо томно,
            Что старая всей пережитой кровью,
            Усталая от ужаса душа
            Все вынесла бы – только не молчанье.


2

            Я нес в себе – багровый, как гнойник,
            Горячечный и триумфальный город,
            Построенный на трупах, на костях
            «Всея Руси» – во мраке финских топей,
            Со шпилями церквей и кораблей,
            С застенками подводных казематов,
            С водой стоячей, вправленной в гранит,
            С дворцами цвета пламени и мяса,
            С белесоватым мороком ночей,
            С алтарным камнем финских чернобогов,
            Растоптанным копытами коня,
            И с озаренным лаврами и гневом
            Безумным ликом медного Петра.
         
            В болотной мгле клубились клочья марев:
            Российских дел неизжитые сны...
         
            Царь, пьяным делом, вздернувши на дыбу,
            Допрашивает Стрешнева: «Скажи –
            Твой сын я, али нет?» А Стрешнев с дыбы:
            «А черт тя знает, чей ты... много нас
            У матушки-царицы переспало...»
         
            В конклаве всешутейшего собора
            На медведях, на свиньях, на козлах,
            Задрав полы духовных облачений,
            Царь, в чине протодьякона, ведет
            По Петербургу машкерную одурь.
         
            В кунсткамере хранится голова,
            Как монстра, заспиртованная в банке,
            Красавицы Марии Гамильтон...
         
            В застенке Трубецкого равелина
            Пытает царь царевича – и кровь
            Засеченного льет по кнутовищу...
         
            Стрелец в Москве у плахи говорит:
            «Посторонись-ка, царь, мое здесь место».
            Народ уж знает свычаи царей
            И свой удел в строительстве империй.
         
            Кровавый пар столбом стоит над Русью,
            Топор Петра российский ломит бор
            И вдаль ведет проспекты страшных просек,
            Покамест сам великий дровосек
            Не валится, удушенный рукою –
            Водянки? иль предательства? как знать...
            Но вздутая таинственная маска
            С лица усопшего хранит следы
            Не то петли, а может быть, подушки.
         
            Зажатое в державном кулаке
            Зверье Петра кидается на волю:
            Царица из солдатских портомой,
            Волк – Меншиков, стервятник – Ягужинский,
            Лиса – Толстой, куница – Остермаи –
            Клыками рвут российское наследство.
         
            Петр написал коснеющей рукой:
            «Отдайте все...» Судьба же дописала:
            «...распутным бабам с хахалями их».
         
            Елисавета с хохотом, без гнева
            Развязному курьеру говорит:
            «Не лапай, дуралей, не про тебя-де
            Печь топится». А печи в те поры
            Топились часто, истово и жарко
            У цесаревен и императриц.
            Российский двор стирает все различья
            Блудилища, дворца и кабака.
            Царицы коронуются на царство
            По похоти гвардейских жеребцов.
            Пять женщин распухают телесами
            На целый век в длину и ширину.
            Россия задыхается под грудой
            Распаренных грудей и животов.
            Ее гноят в острогах и в походах,
            По Ладогам да по Рогервикам,
            Голландскому и прусскому манеру
            Туземцев учат шкипер и капрал.
            Голштинский лоск сержант наводит палкой,
            Курляндский конюх тычет сапогом;
            Тупейный мастер завивает души;
            Народ цивилизуют под плетьми
            И обучают грамоте в застенке...
            А в Петербурге крепость и дворец
            Меняются жильцами, и кибитка
            Кого-то мчит в Березов и в Пелым.


3

            Минует век, и мрачная фигура
            Встает над Русью: форменный мундир,
            Бескровные щетинистые губы,
            Мясистый нос, солдатский узкий лоб,
            И взгляд неизреченного бесстыдства
            Пустых очей из-под припухших век.
            У ног ее до самых бурых далей
            Нагих равнин – казарменный фасад
            И каланча: ни зверя, ни растенья...
            Земля судилась и осуждена.
            Все грешники записаны в солдаты.
            Всяк холм понизился и стал как плац.
            А надо всем солдатскою шинелью
            Провис до крыш разбухший небосвод.
            Таким он был написан кистью Доу –
            Земли российской первый коммунист –
            Граф Алексей Андреич Аракчеев.
         
            Он вырос в смраде гатчинских казарм,
            Его познал, вознес и всхолил Павел.
            «Дружку любезному» вставлял клистир
            Державный мистик тою же рукою,
            Что иступила посох Кузьмича
            И сокрушила силу Бонапарта.
            Его посев взлелеял Николай,
            Десятки лет удавьими глазами
            Медузивший засеченную Русь.
         
            Раздерганный и полоумный Павел
            Собою открывает целый ряд
            Наряженных в мундиры автоматов,
            Штампованных по прусским образцам
            (Знак: «Made iп Germany», клеймо: Романов).
            Царь козыряет, делает развод,
            Глаза пред фронтом пялит растопыркой
            И пишет на полях: «Быть по сему».
         
            А между тем от голода, от мора,
            От поражений, как и от побед,
            Россию прет и вширь, и ввысь – безмерно.
            Ее сознание уходит в рост,
            На мускулы, на поддержанье массы,
            На крепкий тяж подпружных обручей.
            Пять виселиц на Кронверкской куртине
            Рифмуют на Семеновском плацу;
            Волы в Тифлис волочат «Грибоеда»,
            Отправленного на смерть в Тегеран;
            Гроб Пушкина ссылают под конвоем
            На розвальнях в опальный монастырь;
            Над трупом Лермонтова царь: «Собаке –
            Собачья смерть» – придворным говорит;
            Промозглым утром бледный Достоевский
            Горит свечой, всходя на эшафот...
            И все тесней, все гуще этот список...
         
            Закон самодержавия таков:
            Чем царь добрей, тем больше льется крови.
            А всех добрей был Николай Второй,
            Зиявший непристойной пустотою
            В сосредоточьи гения Петра.
            Санкт-Петербург был скроен исполином,
            Размах столицы был не по плечу
            Тому, кто стер блистательное имя.
            Как медиум, опорожнив сосуд
            Своей души, притягивает нежить –
            И пляшет стол, и щелкает стена, –
            Так хлынула вся бестолочь России
            В пустой сквозняк последнего царя:
            Желвак От-Цу, Ходынка и Цусима,
            Филипп, Папюс, Гапонов ход, Азеф...
            Тень Александра Третьего из гроба
            Заезжий вызывает некромант,
            Царице примеряют от бесплодья
            В Сарове чудотворные штаны.
            Она, как немка, честно верит в мощи,
            В юродивых и в преданный народ.
            И вот со дна самой крестьянской гущи –
            Из тех же недр, откуда Пугачев, –
            Рыжебородый, с оморошным взглядом –
            Идет Распутин в государев дом,
            Чтоб честь двора, и церкви, и царицы
            В грязь затоптать мужицким сапогом
            И до низов ославить власть цареву.
            И все быстрей, все круче чертогон...
            В Юсуповском дворце на Мойке – Старец,
            С отравленным пирожным в животе,
            Простреленный, грозит убийце пальцем:
            «Феликс, Феликс! царице все скажу...»
         
            Раздутая войною до отказа,
            Россия расседается, и год
            Солдатчина гуляет на просторе...
            И где-то на Урале средь лесов
            Латышские солдаты и мадьяры
            Расстреливают царскую семью
            В сумятице поспешных отступлений:
            Царевич на руках царя, одна
            Царевна мечется, подушкой прикрываясь,
            Царица выпрямилась у стены...
            Потом их жгут и зарывают пепел.
            Все кончено. Петровский замкнут круг.


4

            Великий Петр был первый большевик,
            Замысливший Россию перебросить,
            Склонениям и нравам вопреки,
            За сотни лет к ее грядущим далям.
            Он, как и мы, не знал иных путей,
            Опричь указа, казни и застенка,
            К осуществленью правды на земле.
            Не то мясник, а может быть, ваятель –
            Не в мраморе, а в мясе высекал
            Он топором живую Галатею,
            Кромсал ножом и шваркал лоскуты.
            Строителю необходимо сручье:
            Дворянство было первым Р.К.П. –
            Опричниною, гвардией, жандармом,
            И парником для ранних овощей.
            Но, наскоро его стесавши, невод
            Закинул Петр в морскую глубину.
            Спустя сто лет иными рыбарями
            На невский брег был вытащен улов.
            В Петрову мрежь попался разночинец,
            Оторванный от родовых корней,
            Отстоянный в архивах канцелярий –
            Ручной Дантон, домашний Робеспьер, –
            Бесценный клад для революций сверху.
            Но просвещенных принцев испугал
            Неумолимый разум гильотины.
            Монархия извергла из себя
            Дворянский цвет при Александре Первом,
            А семя разночинцев – при Втором.
         
            Не в первый раз без толка расточали
            Правители созревшие плоды:
            Боярский сын – долбивший при Тишайшем
            Вокабулы и вирши – при Петре
            Служил царю армейским интендантом.
            Отправленный в Голландию Петром
            Учиться навигации, вернувшись,
            Попал не в тон галантностям цариц.
            Екатерининский вольтерианец
            Свой праздный век в деревне пробрюзжал.
            Ученики французских эмигрантов,
            Детьми освобождавшие Париж,
            Сгноили жизнь на каторге в Сибири...
            Так шиворот-навыворот текла
            Из рода в род разладица правлений.
            Но ныне рознь таила смысл иной:
            Отвергнутый царями разночинец
            Унес с собой рабочий пыл Петра
            И утаенный пламень революций:
            Книголюбивый новиковский дух,
            Горячку и озноб Виссариона.
         
            От их корней пошел интеллигент.
            Его мы помним слабым и гонимым,
            В измятой шляпе, в сношенном пальто,
            Сутулым, бледным, с рваною бородкой,
            Страдающей улыбкой и в пенсне,
            Прекраснодушным, честным, мягкотелым,
            Оттиснутым, как точный негатив,
            По профилю самодержавья: шишка,
            Где у того кулак, где штык – дыра,
            На месте утвержденья – отрицанье,
            Идеи, чувства – все наоборот,
            Все «под углом гражданского протеста».
            Он верил в Божие небытие,
            В прогресс и в конституцию, в науку,
            Он утверждал (свидетель – Соловьев),
            Что «человек рожден от обезьяны,
            А потому – нет большия любви,
            Как положить свою за ближних душу».
         
            Он был с рожденья отдан под надзор,
            Посажен в крепость, заперт в Шлиссельбурге,
            Судим, ссылаем, вешан и казним
            На каторге – по Ленам да по Карам...
            Почти сто лет он проносил в себе –
            В сухой мякине – искру Прометея,
            Собой вскормил и выносил огонь.
         
            Но – пасынок, изгой самодержавья –
            И кровь кровей, и кость его костей –
            Он вместе с ним в циклоне революций
            Размыкан был, растоптан и сожжен.
            Судьбы его печальней нет в России.
            И нам – вспоенным бурей этих лет –
            Век не избыть в себе его обиды:
            Гомункула, взращенного Петром
            Из плесени в реторте Петербурга.


5

            Все имена сменились на Руси.
            (Политика – расклейка этикеток,
            Назначенных, чтоб утаить состав),
            Но логика и выводы все те же:
            Мы говорим: «Коммуна на земле
            Немыслима вне роста капитала,
            Индустрии и классовой борьбы.
            Поэтому не Запад, а Россия
            Зажжет собою мировой пожар».
         
            До Мартобря (его предвидел Гоголь)
            В России не было ни буржуа,
            Ни классового пролетариата:
            Была земля, купцы да голытьба,
            Чиновники, дворяне да крестьяне...
            Да выли ветры, да орал сохой
            Поля доисторический Микула...
            Один поверил в то, что он буржуй,
            Другой себя сознал, как пролетарий,
            И почалась кровавая игра.
            На все нужна в России только вера:
            Мы верили в двуперстие, в царя,
            И в сон, и в чох, в распластанных лягушек,
            В социализм и в интернацьонал.
            Материалист ощупывал руками
            Не вещество, а тень своей мечты;
            Мы бредили, переломав машины,
            Об электрофикации; среди
            Стрельбы и голода – о социальном рае,
            И ели человечью колбасу.
            Политика была для нас раденьем,
            Наука – духоборчеством, марксизм –
            Догматикой, партийность – оскопленьем.
            Вся наша революция была
            Комком религиозной истерии:
            В течение пятидесяти лет
            Мы созерцали бедствия рабочих
            На Западе с такою остротой,
            Что приняли стигматы их распятий.
            И наше достиженье в том, что мы
            В бреду и корчах создали вакцину
            От социальных революций: Запад
            Переживет их вновь, и не одну,
            Но выживет, не расточив культуры.
         
            Есть дух Истории – безликий и глухой,
            Что действует помимо нашей воли,
            Что направлял топор и мысль Петра,
            Что вынудил мужицкую Россию
            За три столетья сделать перегон
            От берегов Ливонских до Аляски.
            И тот же дух ведет большевиков
            Исконными народными путями.
         
            Грядущее – извечный сон корней:
            Во время революций водоверти
            Со дна времен взмывают старый ил
            И новизны рыгают стариною.
            Мы не вольны в наследии отцов,
            И, вопреки бичам идеологий,
            Колеса вязнут в старой колее:
            Неверы очищают православье
            Гоненьями и вскрытием мощей,
            Большевики отстраивают стены
            На цоколях разбитого Кремля,
            Социалисты разлагают рати,
            Чтоб год спустя опять собрать в кулак.
            И белые, и красные Россию
            Плечом к плечу взрывают, как волы, –
            В одном ярме – сохой междоусобья,
            Москва сшивает снова лоскуты
            Удельных царств, чтоб утвердить единство.
            Истории потребен сгусток воль:
            Партийность и программы – безразличны.


6

            В России революция была
            Исконнейшим из прав самодержавья,
            Как ныне в свой черед утверждено
            Самодержавье правом революций.
         
            Крыжанич жаловался до Петра:
            «Великое народное несчастье
            Есть неумеренность во власти: мы
            Ни в чем не знаем меры да средины,
            Все по краям да пропастям блуждаем,
            И нет нигде такого безнарядья,
            И власти нету более крутой».
         
            Мы углубили рознь противоречий
            За двести лет, что прожили с Петра:
            При добродушьи русского народа,
            При сказочном терпеньи мужика –
            Никто не делал более кровавой –
            И страшной революции, чем мы.
            При всем упорстве Сергиевой веры
            И Серафимовых молитв – никто
            С такой хулой не потрошил святыни,
            Так страшно не кощунствовал, как мы.
            При русских грамотах на благородство,
            Как Пушкин, Тютчев, Герцен, Соловьев, –
            Мы шли путем не их, а Смердякова –
            Через Азефа, через Брестский мир.
         
            В России нет сыновнего преемства
            И нет ответственности за отцов.
            Мы нерадивы, мы нечистоплотны,
            Невежественны и ущемлены.
            На дне души мы презираем Запад,
            Но мы оттуда в поисках богов
            Выкрадываем Гегелей и Марксов,
            Чтоб, взгромоздив на варварский Олимп,
            Курить в их честь стираксою и серой
            И головы рубить родным богам,
            А год спустя – заморского болвана
            Тащить к реке привязанным к хвосту.
         
            Зато в нас есть бродило духа – совесть –
            И наш великий покаянный дар,
            Оплавивший Толстых и Достоевских
            И Иоанна Грозного. В нас нет
            Достоинства простого гражданина,
            Но каждый, кто перекипел в котле
            Российской государственности, – рядом
            С любым из европейцев – человек.
         
            У нас в душе некошеные степи.
            Вся наша непашь буйно заросла
            Разрыв-травой, быльем да своевольем.
            Размахом мысли, дерзостью ума,
            Паденьями и взлетами – Бакунин
            Наш истый лик отобразил вполне.
            В анархии все творчество России:
            Европа шла культурою огня,
            А мы в себе несем культуру взрыва.
            Огню нужны – машины, города,
            И фабрики, и доменные печи,
            А взрыву, чтоб не распылить себя, –
            Стальной нарез и маточник орудий.
            Отсюда – тяж советских обручей
            И тугоплавкость колб самодержавья.
            Бакунину потребен Николай,
            Как Петр – стрельцу, как Аввакуму – Никон.
            Поэтому так непомерна Русь
            И в своевольи, и в самодержавьи.
            И нет истории темней, страшней,
            Безумней, чем история России.


7

            И этой ночью с напруженных плеч
            Глухого Киммерийского вулкана
            Я вижу изневоленную Русь
            В волокнах расходящегося дыма,
            Просвеченную заревом лампад –
            Страданьями горящих о России...
            И чувствую безмерную вину
            Всея Руси – пред всеми и пред каждым.
         
         
            6 февраля 1924
            Коктебель



Максимилиан Волошин. НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА. Стихи о войне и революции:
http://rusilverage.blogspot.com/2016/01/blog-post_23.html




@темы: СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК, МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН